Кондинский форум базы "В гостях у Лешего" • Просмотр темы - КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Сообщение panaevskoe86 » 30 апр 2013, 17:45

Кондинский район был образован 12 ноября 1923 года на базе объединения Меньше-Кондинского, Больше-Кондинского, Верхне-Кондинского волостных исполкомов с центром в селе Нахрачи (ныне Кондинское).

На период образования Кондинского района в 1924 году в него входило 7 сельских советов: Болчаровский, Карымский, Красноярский Леушинский, Сатыгинский, Шаимский и Нахрачинский, которые объединили 99 населенных пунктов с общим числом жителей 4,5 тыс. человек.

В настоящее время в состав района входят населенные пункты: деревня Ильичевка, деревня Никулкина, деревня Старый Катыш, деревня Сотник, село Алтай, деревня Кама, село Болчары, деревня Шугур, село Карым, село Леуши, посёлок Лиственничный, посёлок Леушинка, посёлок Половинка, село Чантырья, посёлок Мулымья, посёлок Назарово, посёлок Супра, село Шаим, деревня Юмас, село Ямки, посёлок Ягодный, посёлок Дальний, посёлок Совлинский, рабочий посёлок Мортка, рабочий посёлок Куминский, рабочий посёлок Луговой, рабочий посёлок Междуреченский, рабочий посёлок Кондинское.

Нельзя не остановиться на истории п.Кондинское. Когда возникли вогульские юрты Нахрачиевы — неизвестно, но то, что люди здесь жили издревле, говорит тот факт, что в радиусе 15 км. от п. Кондинское находятся около 50−ти археологических памятников, которые датируются I-III, VI — IX вв. до н.э.

Селение Нахрачи на реке Конде издавна считалось языческой Меккой здесь были: резиденция верховного остяцкого жреца, древние мольбища, шайтаны всех рангов и размеров. Главного Нахрачинского идола вогулы и остяки почитали за великое божество. А «державцем» и служителем этого идола был шаман — князь Нахрач Евплаев. Главного Нахрачинского идола высоко ценили не только кондинские остяки и вогулы, но и «обские и прочих протоков шайтанщики».

Одно из первых упоминаний о Нахрачах относится к 1715 году. Читаем у Григория Новицкого: «Достигли жилища сих (вогулов), называемые юртами Нахрачеевыми, по имени начальствующего здесь Нахрача Евплаева…» Позже в письменных источниках этот населенный пункт упоминается достаточно часто в связи со святыми местами. Здесь находился высокочтимый идол, которого ценили не только Кондинские остяки. «Кумир сей, иссечен был из дерева, одеян одеждою зеленою, зло образное лицо белым железом обложено, на главе его лисица черная. Чтилище все, иначе же седалище, украшено сукном червленым…», — пишет Новицкий.

Святой Филофей, крестивший вогулов и остяков в 1714 году, уничтожил это святилище. Но некоторые уверяют, что вогулы спрятали собственного идола в дальних лесах и предъявили святому просветителю подделку.
Этнограф Инфантьев, проезжая в 1891 году по Конде, написал: «На берегу реки Конды среди бора находится большое село Нахрачи имеющее около 20 дворов, из которых половина русские. Село Нахрачи — довольно важный пункт на Конде, здесь есть священник, псаломщик, писарь и даже фельдшер, единственный по всей округе. Кроме того, в Нахрачах живут русские купцы, снабжающие хлебом и другими товарами всех вогулов, — братья Поповы.

Пользуясь «темнотой» инородцев, эти два кровопийца буквально высасывают все соки из населения, назначая за продаваемый и покупаемый товар цену, какую им вздумается. При этом торг ведется не за деньги, а за товары. В нашу бытность оленью шкуру можно было купить за фунт махорки».

В конце XIX века местные жители говорили, что в Нахрачах все еще находится одно из главных вогульских божеств. Громадная деревянная статуя с оловянными глазами. Говорят, она осталась с того времени, когда вогулы еще не были крещены. Статуя закопана глубоко под землей, и место это хранится в строгой тайне. Возможно, это и есть Сатыженский шайтан — Урман хум.

В конце XIX века главным жрецом этого божества был вогул по имени Захар. Ежегодно с двумя помощниками он спускался по Конде для сбора жертв этому шайтану.
Вогулы верят, что нахрачинский шайтан любит больше всего белых животных: оленей, барашков. Но самая любимая жертва — это белая лошадь. Поэтому белая, сивая лошадь на Конде — большая редкость и ценится в несколько раз дороже любой другой. Инфантьев вспоминал об одном вагуле, имевшем сивую кобылу. Заболев, он пообещал лошадь в жертву шаману. Но когда поправился, расставаться с животным не захотел и в течение нескольких лет скрывался от сборщиков жертвоприношений, повторяя: «Когда состарится лошадь, я ее отдам шайтану, ведь ему все равно молодая она или старая».

По свидетельству Серафима Патканова, в начале нынешнего столетия в Нахрачинских юртах шаманы-хранители главных святынь происходили из семей Пакиных и Айшеняковых (Иженяковых), выдающих себя за потомков прежних здешних князей.

В 1919 году село Нахрачи являлось центром управления Кондинской волостью. По ненаписанному закону незримая черта разделяло село на две половины — «остяцкий конец» и «русский конец». В 17 домах северной части жили манси — Пакины и Иженяковы, в 18 домах южной части — русские — Поповы и Пуртовы. Была церковь, построенная в 1825 году взамен старой, обваливающейся под яр. Церковь стояла на задах жилых домов, вдали от берега, в лесу, образуя небольшую площадь. С двух сторон — севера и востока, стояли дома церковного притча, две волости — Старая и Новая, школа, фельдшерский пункт. С севера, востока и юга село окружал дремучий сосновый лес. Медведь, волк и олень в селе были частыми гостями. А такую дичь как глухарь, косач и тетерев, кондинцы били из ружей прямо с крыльца или отойдя от дома на несколько десятков шагов.

Среди национального населения в Нахрачах зажиточных не было. Даже к маломощным середнякам можно было причислить не более 2−3 дворов. Постройки ветхие, дома небольшие.
Нахрачинцы — народ боевой и строптивый, отчасти обрусевший, до всего нового падкий, в своих действиях решительный. Они знали о революционных событиях, происходивших в стране. Слухи проникали из Тобольска через ездивших туда людей из Конды в ямщину. И особенно на многое открыли глаза политссыльные, проживавшие в Нахрачах, по рассказам старожилов, с 1911 по 1913 год. Было их, пять человек: П.К. Коганович, И.Ф. Лепилин, И.Р. Шабанов, Г.Т. Барич, И.С. Васильев.

Нахрачинцы, будучи народом общительным и любознательным, искали встреч и старались быть к ним ближе. Так постепенно около политссыльных образовалась группа людей, которая постигла азбуку классовой борьбы, и даже знакомилась с политической нелегальной литературой.

После февральской революции население ждало перемен к лучшему. Но все оставалось по-прежнему. Почти все из передовых, революционно настроенных крестьян в 1914 году были мобилизованы: русские в действующую армию, а обрусевшие ханты и манси на строительные работы — в трудовую армию.

Сиротливо чувствовали себя оставшиеся в деревнях семьи и с нетерпением ожидали возвращения солдат с фронта. К нововведениям временного правительства относились недоверчиво и настороженно. А когда сомневались в правильности предписаний, принимать решения отказывались. Так, на предложение Тобольского уездного комиссара от 18 июня 1917 года о введении Земства в Сибири, образовании волостной Земской управы и избрании комиссии, Кондинский волостной сход в числе 240 человек единогласно постановил: «Образование Земства по Кондинской волости отложить до возвращения товарищей солдат с фронта, дабы не допустить возврата прошлого».

Очень образно пишет о Нахрачах в своих воспоминаниях Андрей Романович Давыдов, работавший в Конде с 1926 по 1929 год секретарем райкома партии, затем председателем райисполкома. «В Нахрачах было не более 40−45 домов и дворов, построенных по первобытному. Кто где хотел, там и строился. Прямых улиц не было. Если надо кому-либо пройти к райисполкому (бывший дом купца И.П. Попова), надо было обходить дворы или ходить по чужим огородам, а иногда пролезать боком между амбаром и сараем, перелезать через изгороди. С трех сторон село окружал дремучий сосновый бор. Ежегодно ранней весной, от угрозы случайных лесных пожаров, кругом села по опушке леса расчищали хвою и хворост, окапывали на определенное расстояние, чтобы не допустить в село пожар…»

Лесная промышленность – опорная отрасль экономики Кондинского района.

Старейшая хозяйственная отрасль Конды – рыбная промышленность. Водный фонд Кондинского района составляет 441,5 тыс. га. Фонд рыбохозяйственных водоемов включает около 50 тысяч наименований озер и сор, более тысячи рек, из которых лишь 2% озер и 21% рек предоставлены для промышленного рыболовства. Ихтиофауна представлена видами рыб: щука, язь, плотва, ерш, окунь, стерлядь, налим, карась. В трех поселках района Междуреченском, Кондинское, Карым функционируют предприятия по переработке рыбы, холодильные мощности составляют 2650 тонн.

Транспортная сеть района в последние годы получила существенное развитие. Построена и сдана в эксплуатацию автодорога Устье-Аха – Урай, в 2006 году закончено строительство автодороги Междуреченский – Мортка. Строительство дорог круглогодового действия имеет большое экономическое и социальное значение для населения района. Появилось постоянное автомобильное сообщение с г. Ханты-Мансийск, соседними районами и регионами.

Водные пассажирские перевозки на территории Кондинского района осуществляются теплоходами типа «Заря» ОАО «Северречфлот». Протяженность водных путей, которые обслуживаются теплоходами «Заря», составляет 498 км по территории Кондинского района.

В районе на постоянной основе осуществляются пассажирские авиаперевозки вертолетом МИ-8. Этот вид транспорта особенно востребован в период весенне-осенней распутицы. Ежегодно более 25 тыс. пассажиров пользуются воздушным транспортом.

Официальный статус аэропорта в районе имеет аэропорт в п. Кондинское и п. Междуреченский. Посадочные площадки имеются в населённых пунктах Луговой, Алтай, Кама, Болчары, Шугур и Карым.

В районе организована перевозка пассажиров автомобильным транспортом общего пользования. В течение года действуют маршруты не только по дорогам круглогодового действия, но и сезонные маршруты, которые открываются с вводом зимних дорог.

По материалам единого официального сайта органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, официального сайта Администрации Кондинского района.
На ловца и зверь бежит.
Аватар пользователя
panaevskoe86
Администрация форума
 
Сообщений: 275
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 09:45
Откуда: 628200, Россия, Междуреченский, ХМАО-Югра, Кондинский район

Вернуться в О Кондинском районе

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron