Кондинский форум базы "В гостях у Лешего" • Просмотр темы - Проект поправок в "Закон об Оружии"

Проект поправок в "Закон об Оружии"

Проект поправок в "Закон об Оружии"

Сообщение panaevskoe86 » 23 апр 2013, 17:48

Законопроект № 170160-6 О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии"


Текст внесенного законопроекта

Вносится депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
М.И. Сердюком

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ "Об оружии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст. 5681; 2001, № 31, ст. 3171; 2003, № 2, ст. 167; № 50, ст. 4856; 2009, № 7, ст. 770; № 30, ст. 3735; 2010, № 14, ст. 1554, 1555; № 23, ст. 2793; 2011, № 1, ст. 10; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 50, ст. 7351) следующие изменения:
1) в пункте 5 статьи 6 после слов «и других массовых публичных мероприятий» дополнить словами «, а также появление граждан с оружием в общественных местах (культурные, учебные заведения, заведения общепита, рестораны, транспорт, вокзалы), кроме должностных и иных лиц в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции»;
2) в статье 9:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 9. Лицензирование и разрешение на приобретения оружия и патронов к нему»;
б) часть первую изложить в следующей редакции:
«Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи, а также случаев безлицензионного приобретения на условиях разрешения, выдаваемого органами внутренних дел по месту постоянного проживания (регистрации) гражданина.»;
в) в части второй слова «шесть месяцев» заменить на слова «один год»;
г) в части третьей и части четвертой по тексту после слова «лицензии» дополнить словами «и соответственно разрешения»;
3) в статье 13:
а) название статьи изложить в следующей редакции:
«Статья 13. Право граждан Российской Федерации на приобретение, хранение, ношение оружия»;
б) в части первой слова «достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.» заменить словами «достигшие возраста 18 лет, если настоящей статьей не установлен другой возрастной ценз, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия, а также разрешения на его хранение, ношение в органах внутренних дел по месту постоянного проживания (регистрации).»;
в) часть третью изложить в следующей редакции:
«Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. По лицензии на приобретение оружия допускается регистрация не более пяти единиц указанных видов оружия. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанного вида оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.»;
г) часть четвертую изложить в следующей редакции:
«Газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, длинноствольное одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие, копии длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинное (антикварное) холодное оружие, списанное оружие граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, имеют право приобретать их без получения лицензии на основании разрешения на его приобретение, хранение, ношение в органах внутренних дел по месту постоянного проживания (регистрации).»;
д) в части 18 и части 22 слова «не реже одного раза в пять лет» заменить на слова «не реже одного раза в два года»;
е) пункт 2 части двадцатой дополнить вторым абзацем следующего содержания:
«медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина, в том числе медицинские противопоказания по обращению с оружием, должны выдаваться врачами общей практики, с которыми гражданин по месту фактического проживания зарегистрирован в получении медицинской помощи не менее шести месяцев (далее - врач) с участием невролога, психиатра и нарколога, или созданными медицинскими комиссиями, возглавляемыми семейным врачом или терапевтом, с включением в состав комиссии невролога, офтальмолога, отоларинголога, травматолога или хирурга-ортопеда, психиатра и нарколога. Врач или медицинская комиссия в соответствии с их компетенцией оценивают медицинские противопоказания и, при необходимости, отправляют лицо для дальнейшего обследования для получения иных медицинских заключений для подготовки окончательного решения;»;
ж) дополнить статью частью двадцать четыре следующего содержания:
«Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия, должны достичь возраста 25 лет, при условии:
1) выдача разрешений на хранение и ношение гражданского и служебного оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел на следующие временные периоды: впервые - на 6 месяцев, затем - на год, затем - на три года, после чего на каждые пять лет, если нет причин отказа, при этом органы внутренних дел вправе прописывать в лицензиях на приобретение оружия мероприятия, необходимые для данного гражданина при владении (хранении, ношении) оружия;
2) получение лицензии на приобретения указанных в настоящей части статьи Федерального закона видов оружия и патронов к нему не дает права на фактическое их приобретение без наличия соответствующего разрешения;
3) при первичном получении лицензии для приобретения оружия и патронов к нему, необходимо наличие рекомендаций двух человек, возрастом не менее 25 лет, имеющих разрешение на хранение и (или) ношение оружия, а также их подпись в заявлении;
4) выдаче лицензии и разрешения должно предшествовать проведение тестов и собеседования, из чего было бы видно о психологических и иных способностях человека к оружию, а также возможности и умения его использовать для защиты в экстренных ситуациях.»;
4) статью 26 дополнить частью семь следующего содержания:
«Органы внутренних дел (должностные лица, осуществляющие разрешительные действия по обороту оружия для граждан) вправе во внесудебном порядке приостанавливать действие лицензий и разрешений на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, в том числе по заявлениях граждан (соседей) и иных причин, указывающих на опасность и агрессивность поведения владельца (собственника) оружия.».

Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 календарных дней со дня его официального опубликования.
2. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации в соответствии с полномочиями в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обеспечить внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты для реализации настоящего Федерального закона.
3. Выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии и разрешения в сфере оборота оружия признаются действующими, но не более чем в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации В.В. Путин

Москва, Кремль
_____________года






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»


Целями законопроекта являются:

- дальнейшее совершенствование Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (с изм., далее - Закон) в части усиления и достаточности управляющего воздействия на такой специфический участок общественных отношений, объектом которого является сфера оборота оружия, а также его направленности на усиление контрольной функции государства, исключения условий незаконности применения гражданского и служебного видов оружия;

- профилактика преступлений в сфере оборота оружия и патронов к нему;

- повышение уровня правосознания населения, учитывая общеизвестную статистику по огромному количеству насильственных бытовых преступлений (правонарушений) с использованием различных типов и видов гражданского оружия, в том числе в состоянии алкогольного и иного опьянения (еще не утихло общественное возмущение по последнему московскому случаю трагедии — убийство шестерых мирных граждан на рабочем месте из огнестрельного оружия);

- уточнение положений о запрете оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в части не только торговли, но и приобретения его помимо организаций, осуществляющих торговлю оружием и патронами к нему в иных местах (в том числе на транспорте, на улицах, в местах рыночной торговли и т.п.), учитывая, что, например, электрошоковые устройства и искровые разрядники свободно «торгуются и приобретаются» гражданами в поездах и других местах наряду с детскими игрушками и кухонными ножами.

Уточнения и новации положений, изложенных в законопроекте, исходят из нижеследующего.
1. В настоящее время в обороте оружия отсутствует элемент (условие) поэтапности (срочности) допуска к оружию физических лиц, в том числе разрешении на ношение оружия.
Действующее условие лицензирования на срок приобретения оружия и патронов к нему - 6 месяцев (часть 2 статьи 9 Закона) не предусматривает каких-либо иных временных квалифицированных признаков владения и применения оружия, кроме срока действия лицензии на пять лет (части 3, 14, 18, 22 статьи 13 Закона).

При этом положения статей 26, 27 Закона, предусматривающие возможность аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение и ношение оружия, изъятия оружия и патронов к нему - носят весьма общий характер, находясь в зависимости от некоего абстрактного и неопределенного случая «выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным Законом»… правил… хранения, ношения, продажи... оружия… «органом внутренних дел»… (см. например, часть 2 статьи 26 Закона).

Однако Закон устанавливает некую отсылку к статье 13 Закона по разрешению на ношение лишь наградного оружия, а в части гражданского и служебного оружия нормы о разрешении на хранение и ношение оружия отсутствуют, хотя этот вид оружия, в том числе оружие самообороны, наиболее часто используется и является квалифицирующим признаком уголовных и административно-правовых деяний граждан.

Законопроект предусматривает на законодательном уровне выдачу разрешений на хранение и ношение гражданского и служебного оружия на следующие временные периоды: впервые - на 6 месяцев, затем - на год, затем - на три года, после чего - на каждые пять лет, если нет причин отказа.

Полагаю, что предлагаемые административно-правовые меры будут способствовать достаточности управляющего воздействия Закона на такой специфический участок общественных отношений, объектом которого является оружие, и позволит существенно повысить возможности профилактики правонарушений, будет содействовать повышению уровня правосознания граждан, служебной и специальной учетности и контролю оборота оружия, а также разрешительной системы МВД в данной сфере.

2. В настоящее время Закон, хотя и предусматривает ряд предварительных положений квалифицированного характера для приобретения определенных видов и типов оружия для граждан: как-то наличие «спортивного паспорта» (часть 7 статья 13); необходимость иметь в «собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет» (часть 8 статьи 13); предоставление ходатайства аккредитованной «общероссийской спортивной федерации» (часть 16 статьи 13), - однако для оружия самообороны какие-либо аналогичные квалифицированные требования не предусмотрены.

В этой связи для достижения указанных целей законопроектом по аналогии с предварительными положениями квалифицированного характера предлагаются следующие новации:

а) уточнение нормы при первичном получении лицензии - необходимостью наличия рекомендации двух взрослых человек и их подпись при подачи заявления гражданином для приобретения оружия,

б) проведение тестов и собеседования, из чего было бы видно о психологических и иных способностях использования человеком оружия, а также возможности и умения применять его для защиты в экстренных ситуациях.

Предварительное прохождение специальных тестов в порядке личного опроса на пригодность и выявление необходимых качеств людей обусловлено тем, что оружие - это прежде всего средство защиты (не считая боевого, охотничьего, спортивного), и разрешение на него может даваться только психически устойчивым и надежным людям, имеющим веские причины для владения огнестрельным оружием для самообороны и способных в экстремальных ситуациях принимать адекватные решения, чтобы воздерживаться от разрушительных и насильственных действий. Международная практика придерживается таких же подходов по указанным новациям, что отражено, например, в законах об оружии Финляндии, Латвии, Австрии, Германии и др.

3. Законопроектом предлагается:

а) повысить возрастной ценз - до 25 лет, при получении лицензии на гражданское огнестрельное оружие самообороны рядовыми гражданами (за исключением спорта, государственной службы и выполнения других профессиональных обязанностей);

б) ввести разрешительную систему на гражданское неогнестрельное оружие самообороны (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, часть 4 статьи 13 Закона).

Данная позиция подтверждается и практикой ряда европейских государств, в том числе и по возрастному цензу граждан, претендующих на получение лицензий на огнестрельное оружие самообороны, разрешений на владение им (например, в Финляндии — начиная с 20 лет, в Австрии - с 21 года и старше, в Германии - с 21 года). К примеру, в Финляндии закон об огнестрельном оружии напрямую влияет на 700000 держателей лицензий на огнестрельное оружие и, косвенно, на ряд других лиц с включением более миллиона поклонников пневматического оружия. При этом, в отличие от России, законодательство регламентирует вопросы и отношения не только по огнестрельному оружию, но и по стрельбищам, их размещению и содержанию, что также предполагается ввести законопроектом.

4. Законопроектом предусматривается дополнить полномочия органов МВД прописыванием в лицензиях на приобретение оружия мероприятий, необходимых для данного гражданина при владении (ношении) оружия, а также предоставлением права досрочного отзыва лицензии (разрешения) в не судебном (административном) порядке, в том числе по заявлениям граждан (соседей), указывающих на опасность и агрессивность поведения владельца (собственника) оружия.

Данная мера, соответствуя указанной международной практике в части регулирования отношений оборота оружия, направлена на усиление превентивной роли разрешительной системы.

5. В настоящее время в Законе отсутствуют запретительные требования к появлению граждан с оружием (в том числе огнестрельным травматическим и пневматическим) в общественных местах (культурные и учебные заведения, заведения общепита, рестораны, транспорт), в то же время весьма мощный законодательный акцент делается на запрет в указанных местах курения, хотя табак не относится к источникам повышенной общественной опасности, в отличии от оружия самообороны.

По аналогии с запретом на табакокурение — законопроектом предлагаются такие же ограничения и в отношении оружия.

6. Законопроектом также предусматривается новация по выдаче медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, в том числе указаны медицинские противопоказания по обращению с оружием, которые должны выдаваться врачами общей практики с участием невролога, психиатра и нарколога или медицинскими комиссиями, возглавляемыми семейным врачом или терапевтом, с включением в состав комиссии невролога, офтальмолога, отоларинголога, травматолога или хирурга-ортопеда, психиатра и нарколога. Врач или медицинская комиссия в соответствии с их компетенцией оценивают медицинские противопоказания и, при необходимости, отправляют лицо для дальнейшего обследования для получения иных медицинских заключений.

Данная норма обусловлена необходимостью наряду с предлагаемыми тестами повысить «входной контроль» при первичном получении лицензии (разрешения) на соответствующий вид оружия, а также в последующие пятилетние периоды проверки состояния человека, обладающего законным правом на оружие.

Вышеизложенные изменения и новации Закона обусловлены также тем, что в Российской Федерации с начала экономических реформ вопросы оборота оружия стали не только видом бизнеса, но и неотъемлемой частью рыночных и социальных преобразований всех сфер жизни общества, в том числе широкого использования охранных услуг. Сегодня нет ни одного человека, кто бы избежал или не ощущал опасности воздействия либо агрессивности вооруженных людей.

В такой ситуации государство обязано осуществлять над этим видом экономической деятельности оборота оружия свой контроль и надзор.

В подтверждение необходимости принятия предлагаемого законопроекта можно сослаться на ряд правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н.Тетерина", где Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право федерального законодателя принимать административно-правовые меры в рамках Закона, исходя из того, что «Право собственности, включая право владения, пользования и распоряжения имуществом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не является абсолютным и, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для контроля за использованием собственности согласно общим интересам, как следует из статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не умаляется признанием права каждого физического и юридического лица на уважение и защиту принадлежащей ему собственности (и, соответственно, свободы пользования имуществом, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности). Осуществляя на основании статьи 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с продажей и покупкой оружия, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения как в определении видов оружия, условий и порядка их приобретения, так и в установлении видов и мер ответственности за правонарушения в сфере оборота оружия (п. 2.1.).

Автор законопроекта полагает, исходя из общемировых и европейских тенденций в сфере регулирования и контроля оборота оружия, норм Конституции Российской Федерации, что предлагаемые нормы изменений в Закон соотносятся с как с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, так и с единственным синтетическим критерием надлежащей реализации любого федерального закона в любой сфере государственной деятельности, - которым является соблюдение законности.

Следует отметить, что правовая реформа, выявившая за последние годы множество проблем во всех сферах жизни общества и коснувшаяся не только каждого гражданина России, но и всех государственных, политических и общественных структур, в том числе сферы оборота оружия, на первый план выдвигает вопросы социального значения и, в том числе, безопасности населения, повышения нравственных ценностей подрастающего поколения в противовес сценам насилия и жестокости. Разрешению указанных проблем будут способствовать нормы предлагаемого законопроекта, так как, следуя преамбуле Федерального закона «Об оружии», правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности и укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
На ловца и зверь бежит.
Аватар пользователя
panaevskoe86
Администрация форума
 
Сообщений: 255
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 09:45
Откуда: 628200, Россия, Междуреченский, ХМАО-Югра, Кондинский район

Вернуться в Проект поправок в "Закон об Оружии"

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron